«Главной составляющей успеха является любовь к предмету»
Юлия Мамонова поступила на программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ – Нижний без вступительных испытаний как призер Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. О своей любви к языкам, о выборе программы и о том, как поступлению в Вышку помогло увлечение стрит-артом, Юлия рассказала службе портала.
Юлия закончила гимназию №53 с углублённым изучением французского языка. Несмотря на интерес к лингвистике, Юлия призналась, что не хотела бы ограничиваться изучением только естественных языков. Она планирует погрузиться в программирование и специализироваться в компьютерной лингвистике.
Поступлению в НИУ ВШЭ предшествовала длительная подготовка, помощь учителей и наставников, прохождение различных образовательных интенсивов. Начиная с 9-го класса, Юлия ежегодно становилась региональным призером Всероссийской олимпиады школьников, а в 11 классе приняла участие в заключительном этапе в Москве.
– Самая главная моя олимпиада и главное достижение – это Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) по французскому языку, где я стала призером, и благодаря этому смогла воспользоваться правом поступления без вступительных испытаний. В этом году она проходила в Московском государственном лингвистическом университете. Раньше мне казалось невозможным пройти в заключительный этап, и тем более занять хорошее место.
Олимпиада подарила мне незабываемый опыт и интересные знакомства с новыми людьми. Нижегородская команда была довольно большая и дружная, мы каждый день собирались вместе, обсуждали задания и наши результаты. Поддерживая и радуясь друг за друга, мы вместе преодолевали все трудности.
– А что было самым сложным в год перед поступлением?
– Было тяжело совмещать подготовку к ЕГЭ и к такой серьезной олимпиаде. К этому времени я уже сдала экзамены на уровни владения языком DELF B1 и DELF B2. Это послужило крепким фундаментом для участия в олимпиаде. Благодаря поддержке родителей, учителей, наставников и друзей мне удалось получить диплом призера. Не последнюю роль сыграла и удача, ведь на говорении мне попалась знакомая для меня тема про стрит-арт. По счастливой случайности именно об этом я делала итоговый проект на французском языке в 10 классе. Так раздел «говорение» на олимпиаде перестал быть для меня самым сложным этапом.
На испытании я говорила очень много, рассказывая жюри о нижегородском уличном искусстве, о художниках, различных фестивалях и выставках. Каждому, кто участвует в таких олимпиадах, необходимо проявить свои творческие способности, постараться произвести впечатление и запомниться. Никогда не знаешь, какие задания и темы попадутся, поэтому большим плюсом будут знания из других областей, навыки импровизации и способность находить выход в сложных, на первый взгляд, ситуациях. Главное, никогда не сдаваться и верить в себя и свои силы и двигаться вперед.
– Почему вам интересен стрит-арт? Есть ли у вас любимый художник?
– Вообще, Нижний Новгород считается одной из столиц стрит-арта. Я часто видела работы уличных художников в нашем городе, наполненные глубоким смыслом, которые украшают фасады зданий. Вместе с уличным искусством город становится живее, по нему интереснее гулять, он становится музеем под открытым небом. Из российских художников мне нравится Дмитрий Аске, у него узнаваемая, яркая стилистика, его работы есть и в Нижнем. Из зарубежных, наверное, Invader, французский стрит-арт художник, про него как раз я и говорила на олимпиаде. Он делает работы в мозаичном стиле в крупных городах Европы и не только. Мне нравится идея «захвата» разных стран его работами, постепенное распространение его искусства по всему миру.
– С победой в ВсОШ, вы, наверное, могли не переживать о результатах ЕГЭ?
– Я все-таки решила не отказываться от сдачи ЕГЭ. У меня были репетиторы, много работала с материалом самостоятельно, чтобы получить хорошие баллы. Результаты, действительно, стали для меня не так важны после победы в олимпиаде, поэтому я немного снизила темп подготовки и стала меньше переживать по поводу экзаменов. Что касается моих результатов, то по русскому и по французскому у меня 94 балла, по математике 78 и по обществознанию 85. Эти результаты вполне ожидаемы. В начале года я поставила определенные цели, которые были достигнуты. Стоит отметить, что мне тяжело далась подготовка к математике, которая изначально была моим запасным вариантом, а позже стала основным и нужным для поступления. В нашей школе преподавание велось с уклоном в гуманитарные науки, поэтому пришлось приложить чуть больше усилий, чтобы получить хороший балл. Несмотря на сложности, математика сейчас является для меня интересным предметом.
– Почему вы выбрали программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (ФИПЛ) в нижегородской Вышке?
– К выбору вуза я подходила достаточно ответственно и выбирала его довольно долго. Я много изучала учебные планы в разных вузах. Мне потребовалось время, чтобы окончательно определиться с программой и городом.
Призёрство во Всероссийской олимпиаде школьников позволило мне свободно выбирать место обучения и образовательные программы, связанные с лингвистикой, переводом и так далее.
Мне давно нравилась Высшая школа экономики, так как это один из самых престижных университетов. Вышка много чем отличается от других вузов, например, своими правилами, ценностями, особой атмосферой, возможностями, которые предоставляются студентам.
В течение двух лет я посещала Дни открытых дверей Вышки, где узнавала много нового и полезного об учебном процессе, общаясь с преподавателями и студентами, в результате чего у меня сформировалось хорошее впечатление о вузе. Многие из моей школы поступили в этот университет, причем в разных городах.
Вообще, я считаю Вышку лучшим вариантом, чтобы остаться учиться в Нижнем. Я думала насчет переезда в более крупные города, но Нижний Новгород – это мой родной город, в котором мне очень уютно и комфортно как жить, так и учиться.
Значительную роль при выборе вуза сыграла также образовательная программа ФИПЛ, которая меня заинтересовала. Она совмещает в себе гуманитарные и точные науки. Здесь я могу выучить новый иностранный язык, погрузиться как в лингвистику, так и в программирование. Это для меня важно, так как я хотела бы получить не только простое лингвистическое образование, а более разностороннее, с последующим широким выбором профессий и вариантов развития. Ради этой программы я и осталась в Нижнем.
– Что помогло вам принять это решение?
Определиться с поступлением на эту программу мне помогли отзывы преподавателей и студентов, с которыми я пообщалась. Они рассказали, что программа достаточно широкая и одновременно гибкая, и со временем можно выбрать направление для более глубокого изучения (теоретическая лингвистика и русистика, компьютерная лингвистика, даже нейролингвистика). Заинтересовало, что спектр этих знаний охватывает много профессий, многие выпускники устроились в хорошие компании после вуза.
Также мне понравилось, что есть разные группы по английскому, где программа подстраивается под уровень владения, поэтому студентам с другим основным языком можно будет чувствовать себя более комфортно и работать над английским, отталкиваясь от своего уровня.
– Изучение языков – ваша самая сильная сторона, как вы ее развивали?
– Да, я всегда находила это интересным. Высокий профессионализм учителей в школе помог мне в развитии моих способностей. Также у меня были наставники за пределами школы, например, из Альянс Франсез. Но я считаю, что главной составляющей успеха является любовь к изучаемому предмету, стремление к совершенству в нем. Именно это помогает достигать хороших результатов и двигаться дальше.
– В чем вы хотели бы специализироваться в будущем?
– Мне бы хотелось попробовать себя в компьютерной лингвистике, потому что эта область кажется мне интересной и современной. О будущей профессии пока сложно говорить, ведь обучение может показать мои сильные и слабые стороны, я могу заинтересоваться тем, что повлияет на мое будущее.
Узнать подробнее о программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и встретиться с академическим руководителем можно на Дне открытых дверей НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 8 сентября в МТС Лайв Холл (ex. КЗ «Юпитер»).