• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные проекты «кадрового резерва» ВШЭ

11 февраля в Высшей школе экономики состоялась вторая в этом году встреча кадрового резерва ВШЭ, на которой победители конкурса инициативных образовательных проектов представили свои работы.

В течение 2010 года инициативные группы, состоящие из участников кадрового резерва, выполняли проекты, связанные с облегчением работы преподавателей Вышки. И вот три лучших проекта были представлены коллегам.

Первый проект – «Курс молодого преподавателя» – создавался для того, чтобы начинающие работать в Вышке могли легко преодолеть возникающие трудности, сориентироваться в пространстве Высшей школы экономики. По форме проект – мультимедийная книга с функцией поиска и интерактивной проверкой знаний, состоящая из пяти основных разделов: Преподаватель в аудитории, Преподаватель в академической среде, Преподаватель в издательстве, Преподаватель в бухгалтерии, Преподаватель на корпоративном портале.

Авторы электронного методического пособия – Елена Бердышева и Зоя Котельникова (факультет социологии), Юлия Овчинникова (факультет экономики), Алексей Балашов (факультет экономики Санкт-Петербургского филиала ВШЭ) – дают ответы на часто возникающие у начинающих преподавателей вопросы. В книге есть ссылки на официальные документы, мнения экспертов и так далее. При подготовке справочника был проведен контент-анализ студенческих замечаний к рейтингам преподавателей.

Зоя Котельникова. "Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке"
Зоя Котельникова. "Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке"
Преимущества такой мультимедийной книги, по мнению самих авторов, состоят, прежде всего, в хорошей структурированности, целостности подачи и надежности информации, в мобильности и удобстве использования, открытости для редактирования информации по мере ее обновления. Немаловажно и то, что книга «весит» всего около 5 мегабайт. Недостаток же, пожалуй, всего один – не учтена специфика факультетов и филиалов Вышки.

Выступившие оппоненты и эксперты отметили, что книга может быть адресована как молодым преподавателям, так и опытным коллегам, только начинающим работать в Высшей школе экономики. Булат Назмутдинов, преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения, заметил, что справочник был бы более информативным, если бы в нем были рассмотрены возможные экстремальные ситуации в преподавательской работе, а также разные формы учебной деятельности – лекции, семинары и прочее. Не лишним был бы раздел, посвященный приобретению преподавательского статуса, ведь эта работа существенно отличается от других видов деятельности.

По общему мнению, подобные справочники необходимы для всех категорий вышкинцев: студентов (особенно первокурсников), магистрантов и аспирантов, пришедших из других вузов, начинающих работать сотрудников и так далее.

Второй из представленных проектов был посвящен обучению в аспирантуре. Цель, которую преследовали разработчики, заключалась в анализе ситуации и формулировке предложений по ее улучшению. Разработкой концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационных работ занимались Александр Татарко и Марина Котова (факультет психологии), Людмила Засимова и Елена Подколзина (факультет экономики), Сергей Пархоменко (факультет государственного и муниципального управления).

Основой для реализации проекта стал опрос нынешних аспирантов Высшей школы экономики. Не стало новостью, что почти все аспиранты работают на условиях полной или частичной занятости, четверть не довольны обучением в аспирантуре, а 90 процентов хотят продолжать академическую карьеру.

В качестве препятствующих успешному обучению в аспирантуре факторов опрошенные называют недостаток времени, сложность доступа к специальной литературе, сложности во взаимодействии с научным руководителем и кафедрой, большая учебная нагрузка.

Сегодня аспиранты участвуют в научных проектах, проводимых институтами и центрами (правда, далеко не всегда есть совпадение или пересечение тем диссертации и проекта), выступают с докладами на конференциях, повышают квалификацию. Самой продуктивной формой стимулирования научной активности был назван аспирантский семинар, который, по общему мнению, должен быть площадкой для обсуждения диссертаций.

"Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности"
"Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности"
Для вовлечения аспирантов в активную научную работу авторы проекта предлагают создать институт научных консультантов, проводить специальные конференции для аспирантов, разработать систему грантов, подготовить путеводитель академических возможностей Вышки. Укреплению связей между факультетами и проведению междисциплинарных исследований может способствовать межфакультетский аспирантский семинар. В качестве инструментов стимулирования научной активности предложено поощрять работу в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях, а в качестве требования к аспирантским отчетам ввести обязательное участие в конференциях.

Одним из оппонентов этого проекта выступала Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ. Используя метафору диссертационного исследования, она обратила внимание на отсутствие новизны в предложениях разработчиков. Кроме того, по ее мнению, проведенную работу нужно поместить в контекст: у аспирантуры Вышки есть история, она развивалась, менялась. А самое главное – ответить на вопрос, чем же так хороши существующие практики. Только ли потому, что сами аспиранты считают их хорошими?

Андрей Верников, профессор кафедры банковского дела ВШЭ, заметил, что в представленном проекте содержится некая пресуппозиция, что аспиранты хотят и могут заниматься научной работой. Но это, как свидетельствует опыт, не так. «Я ожидал более смелых оценок и даже радикальных предложений, но этого, к сожалению, не прозвучало».

Обсуждение этого проекта выявило целый ряд проблем, требующих решения. И хотя Вышка открыла аспирантуру «полного дня», по-прежнему существуют «обычные» аспиранты очной и заочной форм обучения. По словам первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, представленный проект – это попытка собрать данные об аспирантах, которые «выпали» из поля зрения.

Третий представленный проект – «Разработка учебных материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач». Его авторы – Елена Вакуленко и Софья Кисельгоф (факультет экономики), Рита Камалова (кафедра высшей математики), Жанна Смирнова (Институт государственного и муниципального управления), Денис Стукал (факультет прикладной политологии), Татьяна Хавенсон (факультет социологии).

Елена Вакуленко
Елена Вакуленко
Прикладная задача – описание известных и доступных баз данных – была успешно решена. Авторы проекта описали 34 базы данных и разработали «методички» по работе с ними. Кроме того, составили задачи для 15 дисциплин, читаемых в ВШЭ, создали специальный сайт на корпоративном портале, опубликовали статью в электронном журнале «Экономическая социология». Все материалы уже используются при чтении соответствующих курсов.

Оппоненты отметили удобство пользования материалами, их апробацию в учебном процессе, открытый доступ, легкость применения на практике. Пожалуй, не хватило только «большего разворота к потребителю – преподавателям, кафедрам» (А. Верников), что можно устранить, проинформировав всех заинтересованных через общую рассылку. Кстати, статистика созданного сайта (около ста ежедневных посещений) как раз и говорит о том, что он пока не «раскручен».

И.о. декана факультета психологии ВШЭ Владимир Штроо, высоко оценив, как и другие эксперты, качество проекта, посетовал на то, что задач и примеров реализации методических задумок могло быть и больше.

В этом году состоится два конкурса, о которых скоро будет объявлено: конкурс междисциплинарных семинаров и конкурс инициативных образовательных проектов. В отличие от предыдущих лет принять участие в них смогут и выпускники группы высокого кадрового потенциала Вышки.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ