• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сверхъестественное в стенах Вышки

26 октября на факультете гуманитарных наук состоялась открытая лекция Анастасии Андреевны Липинской, филолога и переводчика, доцента СПбГУ, «По обе стороны реальности: гносеология готической новеллы». На лекции студенты узнали, как в рамках этого жанра пересекаются естественное и сверхъестественное, научные взгляды и предрассудки, а также как готическая новелла отразила и сформировала картину мира читателей-современников.

Сверхъестественное в стенах Вышки

Если так сложилось, что вашу любимую книжку можно читать только в церкви, не снимая нательный крест и не раньше, чем за неделю до полнолуния; ваш домашний питомец выглядит как помесь крокодила с померанцем; любимый прапрапрапрапрадедушка регулярно заходит в гости, а по пятам за вами ходит влюбленное привидение, время от времени предпринимающее попытки прояснить ваши отношения, – не спешите поддаваться панике и искать проверенного экзорциста! Вполне возможно, всё дело в том, что вы – герой готической новеллы. А значит, нет поводов для беспокойства (кроме вашей возможной скоропостижной кончины). 

Готическая новелла, или «ghost story», как ее называют на родине, в Туманном Альбионе, строится на ситуации вторжения сверхъестественного в обыденный мир. Ее истоками принято считать устную традицию страшных рассказов, готический роман, а также фольклор закрытых школ. От своих ближайших родственников готическая новелла отличается компактным объемом, зачастую не превышающим 10 страниц, и специфической нарративной стратегией, состоящей в принципиальной неразрешимости вопроса о достоверности рассказанной истории.

При всех своих народных истоках и кажущейся близости к жанрам массовой литературы, готическая новелла может быть названа одним из самых интеллектуальных жанров мировой литературы. Антикварная готика зародилась в недрах Кембриджского университета. Ее герой – рационалист и скептик – чаще всего является математиком, историком или профессором, а само повествование оформляется как наукообразный текст с массой цитат и ссылок, часть из которых – достоверны, а другая часть - сочиняется автором в ходе написания пьесы.

В научной сфере сейчас активно разрабатывается вопрос комментированных изданий антикварной готики, которые призваны пролить свет на авторскую игру с цитатным аппаратом.

По следам лекции А.А. Липинской не можем отказать себе в удовольствии посоветовать чтение на ночь – уверены, вы не сможете остаться равнодушными: 

* В. Скотт, «Письма о демонологии» (1830), «Зеркало моей тетушки Маргарет» и «Комната с гобеленами» (1828)

* Р. Хитченс, «Как к профессору Гильдею пришла любовь» (1900)

* А. Конан Дойл, «Ужас расщелины Голубого Джона» (1910)

* Э. Ф. Бенсон, «Храм» (1928)

* А. Грей, «Прескучные повестушки о Гранте и чародействе» (1919) и «Подлинная история Энтони Ффрайара»

* М.Р. Джеймс, «Альбом каноника Альберика» (1893) и «Граф Магнус» (1904)

 
Материал подготовили Ксения Морозова и Кристина Чекушова, студентки 4 курса