• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первые из «нижегородского десанта»

Ксения Морозова, студентка 4-го курса, первой из нижегородских филологов стала победителем конкурса студенческих научно-исследовательских работ НИРС – она заняла заслуженное третье место. Тема ее курсовой – а в этом году уже и дипломной работы – комментарий к роману Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени…». Пока наша победительница не защитила блестяще свой диплом и не упорхнула из стен Вышки дальше покорять филологические вершины, поспешим у неё узнать, что же такое НИРС и как в нем участвовать.

– Ксюша, поделись с нами, пожалуйста: ты участвовала в НИРС до этого года? 
– До этого года я ни разу не подавала заявку на НИРС, хотя, конечно, знала, что такой конкурс существует. 

– Как ты писала свою работу? Это процесс долгого труда или недельного озарения? 
– Эта работа стала для меня особенной по многим причинам! Я писала ее в Москве, где в то время училась по мобильности, в отрыве от привычных условий. Еще одним источником сложности стала ее тема: курсовые работы мне до этого момента писать так или иначе приходилось, а вот комментарий нет! Вступив в поле этого жанра, я была удивлена тем, насколько он, с одной стороны, свободен и открыт для выражения, а с другой стороны – направлен на познание текста! Если говорить о сроках написания работы, то она скорее результат монотонного труда, чем недельного и вынужденного вдохновения. Не скрою, что и на этапе верстки приходили неожиданные мысли, которые открывали новый поворот темы (так, например, родилась идея о перекличке между структурами романа-идиллии А.П. Чудакова и первой главой "Евгения Онегина"). Но приходится признать, что на пустой почве, без продолжительной подготовки материала, без "вчитывания" и "всматривания" они бы не появились. 

– Какими были твои эмоции, когда ты узнала, что оказалась в тройке лучших? 
– Я была в восторге до такой степени, что даже не сразу осознала смысл этой новости! Если честно, я даже не думала о том, что могу пройти так далеко. Сейчас на смену удивлению пришла тихая, уверенная радость: если мою работу оценили так высоко, значит, я что-то делаю правильно. 

– Скажи, пожалуйста, а что является для тебя мотивацией в изучении литературы? Может быть, у тебя есть какой-то секрет? 
– Здесь все очень просто! Мне нравится читать и перечитывать тексты, открывать в них новые смыслы и наблюдать за тем, как они живут в культурном поле. Мне отчасти кажется, что в этом и заключается высшая радость филолога – узнать и увидеть то, что до тебя не знали и не видели! 

Также, чтобы подробнее узнать о НИРС, мы задали несколько вопросов научному руководителю Ксюши, Марии Марковне Гельфонд, входящей в состав конкурсной комиссии. 

– Мария Марковна, Вы были в составе проверяющих на НИРСе, поделитесь с нами, пожалуйста, своими впечатлениями! Что изменилось по сравнению с прошлым годом? 
– В этом году – и это отметили многие проверяющие, насколько я знаю, – было очень много сильных работ. Но я была в составе комиссии только в первом туре: по правилам, во втором не имеют проверять те преподаватели, у которых студенты вошли в шорт-лист. Думаю, проверяющим второго тура было ещё сложнее. Напомню, что на всех этапах работы участников конкурса зашифрованы, при этом работа студента не может попасть на проверку к его научному руководителю. 

– Как Вы считаете, есть какие-либо закономерности в НИРСе, которые сразу можно учесть? 
– Мне кажется, легче сказать, чего не должно быть в работах, подаваемых на НИРС: общих слов, реферативности, больших теоретических вступлений, многословности. Работа должна быть по возможности конкретной, ясной и краткой. А если очень повезет, тонкой и точной. 

– Оправдались ли Ваши ожидания касательно нашего «нижегородского десанта»? Что было бы необходимо учесть тем студентам, которые собираются принимать участие в следующем году, исходя из результатов этого? 
– Нижегородский десант в этом году был довольно большим: четверо бакалавров, двое магистрантов (ныне уже московских). Ясно было, что все не выиграют – Андрей Семенович Немзер по этому поводу очень кстати вспомнил слова Окуджавы: "А пряников сладких всегда не хватает на всех". Считаю, что в последние два года мы выступали вполне достойно: в прошлом году Анна Мухина стала лауреатом, в этом – ее однокурсница Ксения Морозова получила диплом третьей степени. Но мне кажется, важно не делать сознательную ставку на успех, а заниматься наукой потому, что это необходимо, интересно, это во многом определяет образ мысли и круг общения. А награды – приятный бонус, не более. 

Материал подготовила Елена Гондарева, студентка 2 курса 


Нижегородская Вышка поздравляет Ксению с заслуженным третьим местом, а также московских друзей и коллег за высокие результаты в конкурсе НИРС.

Номинация «Лучшая научно-исследовательская работа по филологии для студентов бакалавриата»

 1 место

Работа на тему: «Плач и слезы в раннем древнерусском летописании»

Автор: Фитискина Анна Александровна, 3 курс, Москва

Научный руководитель: Гиппиус Алексей Алексеевич 

2 место

Работа на тему: «В дурном обществе» В.Г. Короленко: каноничность и канонизация»

Автор: Иткин Михаил Борисович, 3 курс, Москва

Научный руководитель: Вдовин Алексей Владимирович

 3 место

Работа на тему: «Комментарий к первой главе романа-идиллии А.П. Чудакова

«Ложится мгла на старые ступени»

Автор: Морозова Ксения Сергеевна, 4 курс, Нижний Новгород

Научный руководитель: Гельфонд Мария Марковна

 

Лауреаты:

 1.Работа на тему: «Календарные стихотворения А.А. Фета»

Автор: Куницын Георгий Владимирович, 3 курс, Москва

Научный руководитель: Поливанов Константин Михайлович

 2. Работа на тему: «Стихотворение О.Э. Мандельштама «На площадь выбежав, свободен… (1914) в контексте эпохи»

Автор: Захарова Александра Леонидовна, 3 курс, Москва

Научный руководитель: Лекманов Олег Андершанович

 3. Работа на тему: «Цикл стихотворений «Эолова арфа» (1838): поэтика, место в эволюции поэзии В.А. Жуковского»

Автор: Логинова Анастасия Сергеевна, 3 курс, Москва

Научный руководитель: Немзер Андрей Семенович

 

Номинация «Лучшая научно-исследовательская работа по филологии для студентов магистратуры и выпускников 2017 года»

 1 место

Работа на тему: «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта в советской детской культуре 1920-1940-х годов»

Автор: Коврижных Анастасия Юрьевна, выпускник, Москва

Научный руководитель: Земскова Елена Евгеньевна

 2 место

Работа на тему: «А.С. Пушкин и пушкинский миф в русской поэзии периода «оттепели»

Автор: Коновалова Юлия Юрьевна, 1 курс магистратуры, Москва

Научный руководитель: Немзер Андрей Семенович

 3 место

Работа на тему: «Поэтика родовой саги: образ социально нестандартных персонажей (от тролля к скальду)»

Автор: Остапенко Софья Сергеевна, выпускник, Москва

Научный руководитель: Литвина Анна Феликсовна

 

Лауреаты:

 1. Работа на тему: «Билингвизм как художественный прием: Скотс в прозе Нэн Шепард и специфика его перевода»

Автор: Филонова Анастасия Вадимовна, 2 курс магистратуры, Москва

Научный руководитель: Островская Елена Сергеевна

 2. Работа на тему: «Парадоксы геометрии в романе А. Белого «Петербург»

Автор: Хамитов Марсель Рустэмович, 1 курс магистратуры, Москва

Научный руководитель: Свердлов Михаил Игоревич

3. Работа на тему: «Поэтика метаморфоз в цикле М.А. Кузмина «Форель разбивает лед»

Автор: Буяновская Виктория Ильинична, 1 курс магистратуры, Москва

Научный руководитель: Свердлов Михаил Игоревич