• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О путях большой прозы: лекции Андрея Семёновича Немзера в нижегородской Вышке

23-25 апреля в нижегородской Вышке прошли лекции ординарного профессора НИУ ВШЭ Андрея Семеновича Немзера. Темой стало творчество крупнейшего прозаика XIX века – Льва Николаевича Толстого, о котором, как казалось многим студентам-филологам, мы знаем очень многое. На деле же, как выяснилось, – практически ничего.

К счастью, не в первый раз Андрей Семенович приезжает в нижегородскую Вышку и не в первый раз завораживает слушателей гармонией между погружением, с одной стороны, в культурный и исторический контекст эпохи, с другой – в анализируемый текст через внимательное и любовное его чтение.

Так было и на сей раз.

Курс лекций начался с раннего творчества Л.Н. Толстого 1850-х гг.: повестей «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), ненаписанной и рассеянной по произведениям 1850-ых повести «Молодость». Построенная новаторски в плане сюжета и композиции повесть «Детство» предлагает нам историю внутреннюю, историю души без фабулы в привычном смысле слова. Скрепляющий ее принцип – течение времени – тем не менее не позволяет прочитывать текст как хронику из-за отсутствия точной временной привязки или соотнесенности с историческими событиями.

Вторая половина лекций первого дня была посвящена «Севастопольским рассказам», в которых предметом изображения становится уже не частная жизнь (как в трилогии), а бытие человека в национально-историческом контексте. Здесь тоже нет связного сюжета, нередко торжествует очерковая раскованность композиции, нет единого героя. Циклообразующей основой оказывается единство места (Севастополь) и национально-исторического события (война). Показывая перемену в настроении повествователя от уверенности в победе в начале к отступлению и поражению в конце, писатель показывает конфликт между естественной человечностью и ложной цивилизацией, человеком простым и «сильными мира сего».

Весь второй день был посвящен двум романам-«визитным карточкам» Толстого – «Войне и миру» и «Анне Карениной», выстраивая связи между которыми, профессор показал, как их генезис отражает поиски писателя, его попытки объять мыслью современность и объяснить, почему все в России «переворотилось и только укладывается»; как знаменитый роман о войне 1812 года вырастает из замысла романа о декабристе, вернувшимся после амнистии в столицу, а роман «о неверной жене» – из замысла об эпохе петровских реформ.

Говоря об архитектонике «Войны и мира», А.С. Немзер рассматривал роман с точки зрения принципа симметрии и асимметрии, показывал, как весь роман пронизывают темы, заданные в сцене в салоне А.П. Шерер. Открытием для студентов стало замечание об изначально запланированном хэппи энде романа, заявленном даже в одном из вариантов заглавия – «Все хорошо, что хорошо кончается». Несмотря на занимательность иного развития событий, в котором нет смертей, а князь Андрей женится на Соне, получилось иначе – «не все хорошо, что хорошо кончается».

В не менее насыщенном и глубоком разговоре об «Анне Карениной», запомнилось тоже неочевидное. Объясняя причины перехода Толстого от больших замыслов к частному сюжету семейной жизни, А.С. Немзер обратил внимание аудитории на персонажей, работающих над написанием социально-политического трактата о России и над поиском и объяснением ее путей, – приятеля Вронского Голенищева, брата Лёвина С.И. Кознышева и самого Лёвина – и увидел в развитии этих сюжетов толстовскую убежденность в том, что отвлеченные построения не могут передать того, что «переворотилось и только укладывается». Именно поэтому требуется роман из «частной жизни», так как «переворот в семейной сфере – всегда знак переворота гораздо большего».

Две последние лекции цикла о Л.Н. Толстом были посвящены тридцати последним годам жизни и творчества писателя, а именно последнему знаковому роману писателя – “Воскресение”, повестям “Смерть Ивана Ильича”, “Отец Сергий”, “Хаджи-Мурат”, пьесе “Живой труп” и некоторым поздним рассказам. Сообразно предмету определилась задача лекций: увидеть в позднем творчестве Толстого продолжение традиций его раннего и зрелого творчества и их преломление в свете воззрений писателя в 1880-1900-е годы.

Следуя за мыслью Андрея Семеновича, мы прошли путь от внезапно и беспричинно охватившего писателя во время его поездки в Арзамас в 1869 году чувства “ужаса за свою погибшую жизнь”, ощущения невозможности существования и ясного сознания бессмыслицы происходящего и попыток их фиксации в “Записках сумасшедшего”, эпилоге “Анны Карениной” и “Исповеди” через критическое осмысление культуры и официальной церковности, решение вопроса о непротивлении злу насилием и возможности судить ближнего в «Смерти Ивана Ильича» и «Хозяине и работнике» к формированию толстовской «философии ухода». «Её основы непростые» были объяснены на примере повести “Отец Сергий” и рассказов “После бала” и “Корней Васильев”.

Освещая малейшие изменения творческого сознания писателя, Андрей Семенович обозначил в хронологии толстовской жизни и временный отказ от художественности, и обращение к жанру философского трактата в 1890-е, и пришедшую на смену «философии ухода» тему безнасильственного и не требующего ухода обретения внутренней свободы в “Живом трупе” и “Хаджи-Мурате”.

Подводя итоги, исследователь предложил необходимую для понимания Толстого читательскую установку: “Читая Толстого нужно обращать внимание не только на то, как он себя повторяет, но и на то, что называется живейшим разнообразием”, рассуждения на одну и ту же тему в разных произведениях становятся разными высказываниями за счет толстовского понимания богатства и разнообразия мира. “Если мир разнообразен, <...> то и искусство должно быть разным. Толстой этого прямо не говорит, но вся его долгая практика писания доказывает это”.

В завершение 25 апреля состоялась презентация книги А.С. Немзера «Проза Александра Солженицына: опыт прочтения». Книга, представляющая собой опыт медленного прочтения текстов А.С. Солженицына, своеобразный путеводитель по его творчеству, помогает проследить жанровое, стилистическое и композиционное своеобразие текстов автора и увидеть мотивы, руководившие при их написании, разрушая иногда предвзятое отношение к личности и творчеству великого советского писателя.

Большое спасибо Андрею Семёновичу за приезд! С нетерпением ждём в гости ещё!


Материал подготовили студентки ОП «Филология»: Елизавета Бурденёва, Ксения Морозова, Анна Мухина и Мария Фадеева