• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восьмое путешествие в Болдино: «Пушкин и поэты XX века»

Неделю назад, 16 и 17 ноября, состоялась ежегодная поездка филологов нижегородской Вышки в Большое Болдино, поводом которой послужил VIII Болдинский научный семинар. Организаторами семинара стали преподаватели Мария Марковна Гельфонд и Леонид Юрьевич Большухин, а тема вновь заставила обратиться к жизни произведений и образа Пушкина в поэтических текстах двадцатого века.

Ещё до семинара участники конференции посетили музей-усадьбу А.С. Пушкина и освежили знания о Болдинской осени поэта: студенты побывали в господском доме, где жил Пушкин, а также в постройках другого назначения (даже в бане!) и в нескольких домиках, посвященных сказкам. После экскурсии филологи наслаждались окрестной природой, «очаровывали очи» мостиками, прудами, беседками, а главное — успели доказать, что не зря клялись тратить много времени на спорт, и занялись футболом на свежем воздухе!

Обсуждение началось с доклада Леонида Юрьевича Большухина о Пушкине и пушкинском в поэзии начала XX века, задавшего направление семинара. Следующие выступления были посвящены рецепции Пушкина В. Хлебниковым, осмысленной Александрой Заполиной (II курс), а также рефлексии его лирики у футуристов, о чем слушателям рассказал Игорь Железняков (III курс). Затем Оксана Вадимовна Замятина рассмотрела некоторые аспекты пушкинианы Георгия Шенгели. Разговор продолжили студентки первого курса: Алиса Свирина, обратившаяся к рецепции Пушкина у В. Ходасевича, Юлия Городничева - с докладом о перспективной проекции прецедентной фразы «Я вас любил» в творчестве поэтов середины XIX - начала XX веков и Дина Гройсман, проследившая путь пушкинских  «Цыган» в поэзии В. Ходасевича, Б. Пастернака, М. Цветаевой и А. Тарковского.

Вторая секция открылась докладом Марии Марковны Гельфонд о некоторых пушкинских обертонах «живаговского цикла» Пастернака. Тема была продолжена в докладе Анастасии Гусевой (II курс) о пастернаковской «Земле» и пушкинском «Езерском». Затем обсуждение перешло к лирике А. Тарковского и его пушкинским сюжетам, о чем рассказала Мария Фадеева (IV курс). Полина Борисова (II курс) сопоставила лирическую ситуацию «Вновь я посетил...» у Пушкина и И. Бродского. Павел Зырянов (I курс) обратился к «Болдинской осени» Д. Самойлова в сопоставлении с одноименным стихотворением Ю. Друниной, а Елизавета Бурденева (IV курс) рассмотрела мотив не-передачи лиры в «Старике Державине» (забегая вперед, скажем, что этот доклад получил одобрение Андрея Семеновича Немзера, в этот раз в Болдинском семинаре, к сожалению, не участвовавшего).  

Завершающая семинар секция состояла из трех докладов, объединенных темой рецепции Пушкина на рубеже XX - XXI веков. Студентка III третьего курса, Дарья Гапон, проинтерпретировала пушкинское слово в поэзии С. Гандлевского, а Яна Клубова (I курс) - художественное восприятие А.С. Пушкина в стихотворении Д. Пригова «Внимательно коль приглядеться сегодня...». Финальным стал доклад двух выпускниц прошлого года — Анастасии Горбачевой и Дианы Матвеевой — об образе Пушкина в мультипликационной трилогии А. Хржановского.

Прослушав и обсудив доклады, участники не разошлись, а добыли чайник кипятка и устроили вечерне-ночной чай. И перешли к творческой части: после окончания семинара и до поздней ночи звучали песни под аккомпанемент гитары, переходившей из рук в руки. Под конец репертуар наполнился подходящими обстановке колыбельными, но завершила всё спетая тихим хором песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик…».

А на следующий день участников ждал выезд в село Львовка, где находится усадьба, принадлежавшая сыну Пушкина. Там прошла небольшая экскурсия и прогулка, на которой более всего запомнился бестиарий: коты, утки, собаки и вообще невероятный деревенский колорит.


«Поездка в Болдино — это... желание переселиться в глушь и всю жизнь дышать лишь этим пушкинским воздухом. Это — не верить, что стоишь около стола самого Александра Сергеевича. Это —  волейболисты с первого этаже гостиницы, которые любят петь (читать через и) и искренне не понимают, как можно семь часов кряду говорить о Пушкине. Это когда ты не можешь отвести глаз от милых носочков докладчика, это любимые преподаватели в тапочках, закинувшие ноги на диван... Это когда смотришь на старшекурсников и надеешься, что когда-то сможешь так же. Это петь песни для всей гостиницы до двух часов ночи, а наутро узнать, что в соседней комнате ночью была дуэль. И, главное, в который раз осознать, что ты на своём месте.»

Анастасия Баранова, I курс


«Так как я первокурсница, на болдинском семинаре я впервые. Во многом такой формат был необычен для меня — не совсем формальная обстановка с большим количеством интересных докладов как от преподавателей, так и от студентов разных курсов. Прекрасный солнечный день в музее-заповеднике Пушкина, увлекательная конференция, вечерние песни под гитару — все это составило удивительную композицию нашего выездного семинара. От участников постоянно ощущались тепло и любовь к окружающим их коллегам и, самое главное, любовь к своему делу — филологии. Я очень вдохновилась этим общим рвением, желанием узнать и понять что-то новое. Благодарю за предоставленную возможность участвовать в мероприятиях подобного рода!»

Полина Щелманова, I курс


«Впервые я участвовала в Болдинском семинаре на 2 курсе как слушатель, а в этой поездке попробовала себя сразу в двух новых ролях: это был мой первый опыт в качестве модератора научной конференции и я впервые вместе с моей коллегой Анастасией выступала с докладом в Болдино. И то, и другое помогло мне посмотреть на собственную вовлечённость в работу наших выездных семинаров несколько иначе, понять разницу между «послушать доклады» и «выступить самой: Болдинские конференции всегда отличались своей особенной, домашней атмосферой и при этом сохраняли научную серьёзность, и чем больше твой вклад в работу этого семинара (в качестве докладчика или модератора), тем больше ты ощущаешь этот филологический уют вокруг себя, поэтому поработать в рамках этого семинара особенно ценно не только для научно-исследовательского опыта, но и для души. И особенно мне радостно было послушать доклады моих младших коллег 1 и 2 курсов — меня приятно удивили и количество докладчиков, и глубина их исследований. Желаю им дальнейших успехов в будущих конференциях!»

Диана Матвеева, выпускница


«Болдинский семинар - событие, которое я хотела посетить по нескольким причинам. Возможность выступить с докладом в домашней уютной обстановке (несмотря на громких соседей), прогуляться по местам, которые были знакомы Пушкину, увидеть часть его жизни — всё это действительно привлекало. Однако самое прекрасное, что случилось в Болдине — это вечернее (ночное) пение под гитару, когда студенты и преподаватели вместе исполняли любимые песни: это создавало момент единения и семейности. Благодаря Дине, Полине и Насте это было безумно красиво, волшебно и атмосферно. Нельзя не выделить, конечно, интересные доклады, с которыми выступили студенты всех курсов, а также выпускницы — хочется похвалить этих героев, которые смогли рассказать и показать всё даже в экстремальных условиях!»

Елизавета Джикия, I курс



Материал подготовили Дарья Гапон, Полина Борисова и Дина Гройсман, студентки ФГН; фотографировала Полина Борисова