• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"В юриспруденцию меня привела любовь к истории"

Для студентки 3 курса факультета права нижегородской Вышки Ярославы Мавлютовой 2020 год прошел под знаком науки – участие в пяти научных конкурсах принесло исследовательский опыт, призовые места и амбициозные задачи на международном уровне. Служба портала поговорила с Ярославой о научном любопытстве, смелости и наставничестве – тех трех китах, на которых основано ее стремление побеждать.

Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой

Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой

В 2020 году Ярослава Мавлютова собрала и возглавила команду из нижегородской вышки на Конкурсе имени Филипа Джессопа, крупнейшего в мире студенческого судебного соревнования, в котором ежегодно участвуют студенты более 100 государств. Команда нижегородского кампуса Высшей школы экономики участвовала в Конкурсе имени Джессопа с 2005 по 2015 год, все эти годы входила в пятерку лучших на российском этапе, а в 2009 году стала лидером национального этапа и представляла Россию на международных раундах в Вашингтоне.

В 2021 году Российский национальный чемпионат проводиться не будет, и в жеребьевке перед глобальными раундами сразу встретятся команды ведущих юридических университетов всего мира. Благодаря Ярославе осенью 2020 года команда НИУ ВШЭ – Нижний Новгород  зарегистрировалась для участия и после долгого перерыва вновь получила возможность представлять Россию на престижном конкурсе.


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

– Ярослава, расскажи, как ты собирала команду? Какими качествами, по твоему мнению, должны обладать участники?

-  Конкурс проводится на английском языке и представляет собой игровой судебный процесс в Международном суде ООН, на котором участники должны представить правовые позиции двух противоположных сторон игрового дела. Поэтому, во-первых, необходимо свободное владение английским, чтобы говорить уверенно и увлеченно, а во-вторых, нужно быть готовым много и упорно работать. Всего в команде 5 человек: Гузель Шигапова, Анастасия Михайлова, Кристина Корб, Анастасия Щекочихина и я. С двумя девочками – Анастасией Щекочихиной и Кристиной Корб – мы вместе работали в рамках Всероссийского Конкурса по конституционному правосудию "Хрустальная Фемида", и я точно знаю, что они ответственные студентки, на которых можно положиться.

- Как проходит подготовка к раундам? Кто тренирует вашу команду?

- На втором курсе я озаботилась вопросом поиска тренера. Во время волонтерства на Конкурсе имени Филипа Джессопа – 2020 благодаря старшим коллегам по этому Конкурсу, нам согласилась помогать Агнес Рыдберг (Agnes Rydberg), молодая аспирантка из Швеции, которая преподает в Mary Queen University (Лондон, Великобритания). Весной наша команда начала подготовку к конкурсу, и, начиная с мая 2020 года, мы приступили к занятиям с Агнес. 

- В чем для вас основная сложность в подготовке?

- Сложность в совмещении разных видов деятельности: и учишься, и пишешь курсовую, и участвуешь в различных научных конкурсах, олимпиадах. При этом кто-то из членов команды уже работает, а параллельно нужно изучать литературу и формировать конкурсные документы с правовыми позициями сторон игрового дела.

- 2020 год стал твоим персональным годом науки. С чем это связано?

- Я хочу поступить в магистратуру и знаю, что при поступлении учитываются результаты научных исследований. Мне повезло – я нашла прекрасного наставника в лице старшего преподавателя кафедры конституционного и административного права нашего кампуса Натальи Борисовны Шитовой. Все мои научные работы выполнены под ее руководством, и именно ей я обязана всеми своими достижениями.

Наше сотрудничество началось с участия в Конкурсе по конституционному правосудию "Хрустальная фемида". Я обратилась к Наталье Борисовне с просьбой стать нашим тренером. Из 35 команд финалистами стали 16, а мы оказались на 17 месте. Нам не хватило десятых долей балла до выхода в устные раунды, но это был первый и оттого бесценный опыт участия в подобных конкурсах. Мы поняли, как нужно распределять роли, ресурсы, как важно работать в команде.

В начале второго курса я нашла конкурс научных работ молодых исследователей. Это был VI Международный конкурс на лучшую научную работу "Евразийская интеграция: молодежное измерение", организованный Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом при поддержке Евразийской экономической комиссии, Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Конкурс очень солидный, он проходил в несколько этапов с февраля по ноябрь 2020 года.

Я попросила Наталью Борисовну помочь мне с подготовкой. Приступая к работе, я не представляла себе процесс проведения научного исследования. Мы стали вместе работать над структурой и логикой будущей работы. Итогом сотрудничества стал уже совместный проект "Потенциал использования опыта ЕС при построении Евразийской экономической интеграции (внедрение успешных решений и предотвращение рисков)", представленный на Конкурс. Наша работа заняла 3 место, а мы, авторы, получили почетное звание лауреатов Конкурса.


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

Параллельно с участием в конкурсе СПбГЭУ я написала научную студенческую работу для Международного конкурса "Международное право, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные способы разрешения споров: период трансформации и цифровизации", организованного Кафедрой международного права Юридического факультета ЮФУ. Моя работа "Трансграничное исполнение иностранных судебных решений и решений иностранных арбитражей: традиции и новации. Гаагская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам от 2.07.2019 г. VS Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 года)", также выполненная под руководством Натальи Борисовны Шитовой, заняла 2 место.

В ноябре 2020 г. в Москве состоялся VII Студенческий юридический форум "Трансформация права в XXI веке: вызовы и перспективы". На Форуме я выступила с докладом "Реализация международного правосудия посредством государственного и арбитражного разбирательства в эпоху пандемии" в номинации "Международное правосудие и международный коммерческий арбитраж в эпоху пандемии" и заняла 1 место.

Однако самым сложным и масштабным научным исследованием для меня стала работа, которую мы с Натальей Борисовной готовили на НИРС – 2020. Сначала я сфокусировалась на очень широкой теме, и Наталья Борисовна показала, как можно ее конкретизировать, какой исследовательский вопрос сегодня актуален. Пандемийное лето прошло под знаком сбора судебной практики.

Учитывая тему – "Право детей трудовых мигрантов на образование: перспективы восприятия опыта ЕС в контексте развития ЕАЭС" – потребовалось внимательно изучить базы судебных решений конституционных судов различных государств, а также наднациональных судебных инстанций. В ходе поиска выяснилось, что не только практическая значимость темы делает ее актуальной, но и недостаточная разработанность в науке и практике. Именно анализ обширной судебной практики (а это более 100 судебных решений по теме) позволил выделить важные аспекты права детей трудовых мигрантов на образование, выстроить логику исследования.

Потребовалось разобраться с тем, что включает в себя право на образование, какие особенности реализации этого права имеют дети трудовых мигрантов. Была поставлена высокая планка – сравнительно-правовой анализ. На выходе хотелось сформулировать имеющиеся в ЕАЭС сложности реализации данного права и рекомендации, как их можно преодолеть или предупредить исходя из опыта ЕС. Не скрою, мне было очень сложно. Однажды я открыла документ после правок Натальи Борисовны, в нем было около 1000 исправлений. В итоге работа "Право детей трудовых мигрантов на образование: перспективы восприятия опыта ЕС в контексте развития ЕАЭС" заняла 2 место на конкурсе НИРС.

Результаты НИРС для меня имеют большое значение, так как они дают привилегии при поступлении в магистратуру. Я благодарна за этот опыт, так как сейчас я более осознанно подхожу к написанию научных работ, могу проводить настоящие исследования. Уверена, что после НИРС могу увереннее выполнять научно-исследовательские работы для участия в других конкурсах, это очень важный академический опыт. К тому же мне все любопытно, и мне повезло, что Наталья Борисовна поддерживает абсолютно все мои инициативы. Но ее поддержка не означает полное согласие, она дает нужные советы, корректирует, направляет развитие моих идей. Это и есть, наверное, главные черты талантливого наставника.

- Ты приехала учиться в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород из Мурманска. Почему выбрала юриспруденцию? Почему Нижний Новгород?

- Год перед поступлением я училась в российско-норвежской школе, это был специальный проект Мурмарска и Тромсё, небольшого города на севере Норвегии. В этой школе у нас был прекрасный преподаватель истории. Рассказывая о событиях, она всегда учила нас находить причинно-следственные связи. Сейчас мне это очень помогает при проведении сравнительно-правовых исследований. Можно сказать, что к юриспруденции меня привела любовь к истории.

Перед поступлением я тщательно изучала сайты нескольких вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, обращалась к студентам и выпускникам этих университетов в социальных сетях, и по отзывам поняла, что факультет права в Нижегородской Вышке – это место, где мне действительно хотелось бы учиться. 


Фото из личного архива Ярославы Мавлютовой.

-  Какую специализацию ты бы выбрала для себя в будущем?

- Мне важно, чтобы моя работа приносила не только финансовый, но и общественно полезный результат. Поэтому я хочу найти именно ту отрасль права, которая дала бы возможность стать высококлассным специалистом и одновременно помогать людям.