• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Заместитель декана факультета по работе со студентами Шадрина Елена Викторовна
Киселева Ирина Анатольевна
Заместитель декана факультета по учебной работе Киселева Ирина Анатольевна
Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Заместитель начальника отдела Емельянова Мария Максимовна

Телефон:
+7 (831) 4320089
6403
email: memelyanova@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Заместитель начальника отдела Колдина Лилия Валерьевна

Телефон:
+7 (831) 4320089
6403
email:
lvkoldina@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Заместитель начальника отдела Полонецкая Наталья Александровна

Телефон:
+7 (831) 2572936
6515
email: nbakulina@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса по образовательной программе «Магистр по компьютерному зрению»: Начальник отдела Николаева Юлия Олеговна
Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Менеджер Писарева Ирина Андреевна

Телефон:
+7 (831) 4320105
6404
email:
ibarinova@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Менеджер Мамедова Екатерина Анатольевна
Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Специалист по учебно-методической работе 1 категории Котина Елена Дмитриевна

Телефон:
+7 (831) 4320105
6404
email: ekotina@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса очных программ бакалавриата и магистратуры: Специалист по учебно-методической работе 1 категории Шутова Нина Васильевна

Телефон: +7 (831) 257 29 36
email: nshutova@hse.ru

Факультет информатики, математики и компьютерных наук (Нижний Новгород): Менеджер Забашта Наталья Павловна

Телефон:
+7 (831) 432-00-92
6402
email: nzabashta@hse.ru

Отдел сопровождения учебного процесса по образовательной программе «Магистр по компьютерному зрению»: Специалист по учебно-методической работе 1 категории Морозова Анастасия Юрьевна

Партнеры

Бренд Lad

СберБанк для физических лиц — банковские услуги — СберБанк

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Бизнес-информатика

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и технологии

4 года
Очная форма обучения
160/80/3

160 бюджетных мест

80 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Математика

4 года
Очная форма обучения
25/5/1

25 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия (очно-заочное обучение)

4,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалаврская программа

Технологии искусственного и дополненного интеллекта

4 года
Очная форма обучения
10/40

10 бюджетных мест

40 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Бизнес-информатика

2 года
Очная форма обучения
17/5/1

17 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интеллектуальный анализ данных

2 года
Очная форма обучения
38/5/1

38 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Искусственный интеллект и компьютерное зрение

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/2

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Математика

2 года
Очная форма обучения
12/5/2

12 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Книга
Мой Гринес

Н. Новгород: НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 2024.

Статья
The Third Type of Dynamics and Poincaré Homoclinic Trajectories

Gonchenko S., Гонченко А. С., Морозов К. Е.

Radiophysics and Quantum Electronics. 2024. Vol. 66. No. 9. P. 693-719.

Глава в книге
Leveraging Summarization for Unsupervised Dialogue Topic Segmentation

Artemiev A., Parinov D., Grishanov A. et al.

In bk.: Findings of the Association for Computational Linguistics: NAACL 2024. Association for Computational Linguistics, 2024. P. 5701-5712.

Российские ученые научили искусственный интеллект анализировать эмоции участников онлайн-мероприятий

Российские ученые научили искусственный интеллект анализировать эмоции участников онлайн-мероприятий

© iStock

Исследователи НИУ ВШЭ предложили новый нейросетевой метод распознавания эмоций и вовлеченности людей. Алгоритмы строятся на основе анализа видеоизображений лиц и превосходят по точности известные аналоги. Разработанные модели подходят для малопроизводительного оборудования, в том числе для мобильных устройств. Результаты работы могут быть внедрены в системы теле-конференц-связи и онлайн-обучения для анализа вовлеченности и эмоций участников. Итоги исследования опубликованы в IEEE Transactions on Affective Computing.

Пандемия COVID-19 привела к активному развитию инструментов онлайн-видео-конференц-связи и систем электронного обучения (e-learning). Технологии искусственного интеллекта могут помочь преподавателям дистанционно контролировать вовлеченность участников мероприятия. Сейчас алгоритмы анализа поведения студентов и выявления вовлеченности в онлайн-среде изучают специалисты в области интеллектуального анализа данных для образования. Среди инструментов анализа наибольшей популярностью пользуются автоматические методы, основанные на технологиях компьютерного зрения. В частности, считается, что на качество многих e-learning-систем большое влияние может оказать распознавание эмоций и вовлеченности участников на основе видеоаналитики.

В рамках проекта Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ «Нейросетевые алгоритмы анализа динамики эмоционального состояния и вовлеченности учеников на основе данных видеонаблюдения» ученые разработали новый нейросетевой алгоритм распознавания эмоций и вовлеченности по видеоизображениям лиц. 

Ученые научили нейронную сеть извлекать характерные признаки эмоций, основываясь на специальном «устойчивом» способе обучения нейронной сети и обработке только наиболее важных областей лица. Суть метода в том, что сначала осуществляется детектирование лиц и извлечение их характерных признаков с последующей группировкой лиц каждого участника. Далее с помощью специально обученных эффективных нейросетевых моделей извлекаются эмоциональные признаки каждого выделенного лица, они агрегируются с помощью статистических функций и классифицируются. На заключительном этапе идет визуализация фрагментов видеоурока с наиболее ярко выраженными эмоциями и различными степенями вовлеченности каждого слушателя. В результате исследователям удалось создать новую модель, которая сразу для нескольких лиц на видео определяет эмоции каждого человека и степень его увлеченности.

Андрей Савченко

«Для нескольких наборов данных мы показали, что предложенные алгоритмы превосходят по точности известные аналоги. При этом, в отличие от большинства известных технологий, разработанные модели могут участвовать в обработке видео в режиме реального времени даже на малопроизводительном оборудовании, в том числе на мобильных устройствах каждого участника онлайн-мероприятия», — комментирует руководитель проекта, профессор кафедры информационных систем и технологий НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко. — Совместно с Ильей Макаровым из Научно-исследовательского института искусственного интеллекта (AIRI) мы создали достаточно простую в использовании компьютерную программу, позволяющую обработать видеозапись вебинара или онлайн-занятия и получить набор видеоклипов с наиболее характерными эмоциями каждого участника».

Результаты работы могут быть внедрены в системы теле-конференц-связи и онлайн-обучения для анализа вовлеченности и эмоций участников. Так, в ходе предварительного тестирования онлайн-курса по реакции слушателей можно понять, какие части лекции были наиболее интересны, а что оказалось трудным для понимания и нуждается в корректировке. В настоящий момент проводятся исследования по возможностям интеграции разработанных моделей в сервис видеоконференций Jazz by Sber. Планируется выполнить разметку видеоданных для повышения точности анализа поведения слушателей онлайн-мероприятий.