Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Отделять важное от второстепенного»: в нижегородской Вышке прошла серия интенсивов по подготовке к ВСОШ

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла серия образовательных интенсивов по подготовке к олимпиадным заданиям Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ), где ученики 9-11 классов готовились к серьёзному интеллектуальному соревнованию. В случае победы в заключительном этапе ВСОШ они получат право поступления в вузы без вступительных испытаний.

«Отделять важное от второстепенного»: в нижегородской Вышке прошла серия интенсивов по подготовке к ВСОШ

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Участники интенсивов из Нижнего Новгорода и Нижегородской области (Дзержинска, Шахуньи, Кстова, Балахны и др.) под руководством опытных преподавателей факультета гуманитарных наук, факультета права и факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород готовились к олимпиадам по русскому языку, праву, литературе и экономике.

Как отметили школьники, не только победа, но и подготовка к олимпиаде позволяет вооружиться знаниями для решения реальных жизненных ситуаций, а также развивает способность нестандартно мыслить, что важно для будущей учебы и карьеры.

Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов

Мельникова Ольга Владимировна

Готовность НИУ ВШЭ – Нижний Новгород к проведению серии интенсивов по подготовке к ВСОШ – это стратегическое решение, направленное на выстраивание эффективной коммуникации с талантливыми школьниками. Мы стремимся создать для ребят уникальную возможность погрузиться в атмосферу университета, познакомиться с нашими преподавателями и получить качественную подготовку к сложным интеллектуальным соревнованиям. Особенно важно, что интенсивы позволяют нам наладить коммуникацию, в том числе, и с одаренными детьми из отдаленных районов области, которые, как правило, ограничены в доступе к мероприятиям такого уровня.


Участники интенсива по праву прослушали лекции, посвященные теории государства, конституционному и гражданскому праву, основам семейного, административного и уголовного законодательства. Ребята учились применять знания на практике, анализировать сложные ситуации и находить нестандартные решения.

Александр Козлов, начальник отдела координации научных исследований

Козлов Александр Викторович

Для того, чтобы подготовиться к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников и претендовать на место победителя и призера, нужно, конечно, больше 20 академических часов, нужна качественная предварительная подготовка в области юриспруденции. Поэтому задача интенсивного курса состоит в том, чтобы систематизировать ранее полученные знания, устранить пробелы и ошибки в правопонимании. Так как законы часто меняются, важно ознакомить школьников с текущими изменениями в базовых отраслях российского законодательства.

В 2025 году победители и призёры регионального этапа по праву получают 8 дополнительных баллов при поступлении на программу «Юриспруденция».

Для подготовки к олимпиаде по литературе эксперты нижегородской Вышки составили следующую программу:

  • знакомство с форматом олимпиады по литературе;
  • лекции по анализу прозаического и поэтического текста;
  • пробный аналитический тур;
  • брейн-шторм с разбором заданий аналитического тура;
  • подготовка к творческому туру;
  • серия лекций «Капитанская дочка»: фильм и мультфильм», «Ловим цитаты на лету: как смотреть "Смешариков"?», «Учимся читать иллюстрации», «Литература и география: создаем интерактивную карту», «Язык книги и язык кино. Как "читать" фильм и писать о фильме»;
  • эрудит-квартет и творческий вечер.

Мария Гельфонд, академический руководитель программы «Филология», член Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников

Гельфонд Мария Марковна

Задания регионального этапа ВСОШ по литературе составлены таким образом, чтобы заинтересованные старшеклассники могли проявить себя в разных областях – и исследовательской, и прикладной.

Первые три задания — это небольшой творческий тест, проверяющий не только знание литературных фактов, но и умение работать с ними.

Традиционно самое объемное задание — это анализ поэтического или прозаического (на выбор участника) текста, причем, составители заданий всегда стремятся открыть в ходе олимпиады новые для школьников имена.

И, наконец, творческое задание, выполняя которое школьник оказывается в роли филолога-практика. В этом году оно связано с музейно-выставочной деятельностью и предполагает как знание истории литературы, так и способность предлагать действительно креативные решения.

По итогам интенсива вместе с экспертами были сформулированы 5 универсальных советов, которые помогут подготовиться к олимпиаде по литературе:

  1. Обсуждайте прочитанные произведения с друзьями. Тренируйте умение аргументировать свою точку зрения и исследовательский навык.
  2. Читайте не только художественную литературу, но и статьи, критические и аналитические.
  3. Пишите естественно, без штампов и канцеляризмов, рассуждайте о тексте, а не о своих впечатлениях.
  4. Анализируйте произведения современных поэтов и писателей, находите новые имена.
  5. Не бойтесь смотреть на знакомые произведения классической литературы с другого ракурса. Современные экранизации и театральные постановки – в помощь.

В 2025 году победители и призёры регионального этапа по литературе получают 8 дополнительных баллов при поступлении на программы «Филология» и «Дизайн».

На лингвистическом интенсиве школьники знакомились с грамматикой, фонетикой и словообразованием современного русского языка, грамматикой и фонетикой древнерусского языка, а также с этимологией, лексикологией и семантикой.


Ольга Колчина, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики

Колчина Ольга Николаевна

Олимпиадный интенсив по русскому языку позволяет в короткий срок систематизировать имеющиеся у школьников знания по русскому языку, познакомить с тонкостями языковой системы, с активными процессами, которые происходят в современном русском языке. Большой блок занятий традиционно отводится для тем по истории русского языка, представляющих известные трудности для школьников.

Пройдя интенсив под руководством ведущих преподавателей ФиПЛ, школьники оказываются готовы к любым вызовам на олимпиаде по русскому языку, где требуются не только знания языка: его единиц и правил, — но и нестандартное мышление, чувство языка, языковая интуиция.

Уникальность нашего олимпиадного интенсива заключается в совмещении решения как типовых, повторяющихся из года в год заданий регионального и финального этапов ВСОШ, так и заданий, направленных на развитие языковой интуиции, умения принимать нестандартные решения в условиях ограниченного времени на олимпиаде.

В 2025 году победители и призёры регионального этапа по русскому языку получают 8 дополнительных баллов при поступлении на программы «Филология», «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация», «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

По мнению преподавателей факультета экономики, интенсивы помогают старшеклассникам глубже понять экономику, систематизировать знания и уметь дифференцировать информацию, отделяя важное от второстепенного.

Ирина Зороастрова, преподаватель департамента экономики и анализа данных НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Зороастрова Ирина Владимировна

Неопытные олимпиадники часто действуют интуитивно, упуская важные моменты. Многие изучают экономику самостоятельно, и важно поддержать их интерес. Мы разобрали несколько важных для регионального этапа тем. Я систематизировала элементы базовых задач и акцентировала внимание на ключевых точках решений. У многих ребят хорошая математическая подготовка, что позволяет им решать олимпиадные задачи, основываясь на общих методах оптимизации. Нам было важно интерпретировать применяемые подходы с точки зрения экономики, акцентировать внимание на содержательных аспектах. Участники интенсива порадовали собранностью, заинтересованностью и способностью к критическому анализу.


Темы лекций интенсива по экономике были следующие: «Кривые производственных и торговых возможностей», «Рыночный механизм: спрос, предложение, рыночное равновесие», «Государственное регулирование рынка», «Производство и издержки фирмы», «Совершенно-конкурентное равновесие», «Регулирование монополии», «Максимизация прибыли в случае N заводов или N рынков», «Внешние эффекты и их регулирование», «Неравенство доходов: кривая Лоренца, индекс Джини», «Введение в макроэкономику: основные показатели».

Татьяна Николаева, старший преподаватель департамента экономики и анализа данных

Николаева Татьяна Павловна

Очень радует то, что ребята сразу включились в процесс, активно работают и внимательно слушают, стараясь не упустить детали. Особенно приятно, что многие задают вопросы и не боятся это делать в новой для себя обстановке. Надеюсь, что участие в интенсиве даст участникам стимул к дальнейшему развитию и станет одним из этапов на пути к достижению поставленных целей!

В 2025 году победители и призёры регионального этапа по экономике получают 8 дополнительных баллов при поступлении на программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», «Экономика и бизнес» (для выпускников СПО) и «Цифровой маркетинг» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

Альбина Праздничкова, студентка программы «Филология», победитель регионального этапа ВСОШ по литературе

Альбина Праздничкова, студентка программы «Филология», победитель регионального этапа ВСОШ по литературе

Участие в олимпиадах — это возможность ошибаться, учиться на своих ошибках, искать нестандартные решения и встречать единомышленников. Олимпиады дают возможность участия в подготовительных интенсивах, которые помогают углубить знания в интересующей области науки и познакомиться с вузами изнутри.

Дарья Струкова, ученица 10 класса ГБОУ «Лицей-интернат ЦОД»

Дарья Струкова, ученица 10 класса ГБОУ «Лицей-интернат ЦОД»

Участие в образовательном интенсиве помогло мне приобрести необходимые знания для олимпиады, структурировать их. Также благодаря интенсиву я смогла лучше познакомиться с НИУ ВШЭ. А участие в олимпиаде в целом – это отличный способ попробовать свои силы в решении заданий и неповторимый опыт.