17 сентября открылся цикл междисциплинарных научных семинаров факультета гуманитарных наук. В этом учебном году темой обсуждения на семинаре станут психологические аспекты гуманитарного знания.
На первом заседании с докладом «Объективной реальности не существует: о «психологическом» ученых и их теорий» выступила Радина Надежда Константиновна - кандидат психологических наук, доктор политических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации Н.К.Радина.
Доклад проф. Радиной Н.К. вызвал оживленную дискуссию, посвященную проблемам объективного и субъективного в научном знании, проблеме экперимента и его достоверности.
Следующее заседание состоится 29 октября в 16.00 (Австрийская библиотека). С докладами о психологических аспектах в лингвистике выступят проф. Романова Т.В (кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ - Нижний Новгород) и проф. Бухаров В.М. (кафедра иностранных языков НИУ ВШЭ - НИжний Новгород).
17 сентября открылся цикл междисциплинарных научных семинаров факультета гуманитарных наук. В этом учебном году темой обсуждения на семинаре станут психологические аспекты гуманитарного знания.На первом заседании с докладом «Объективной реальности не существует: о «психологическом» ученых и их теорий» выступила Радина Надежда Константиновна - кандидат психологических наук, доктор политических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации Н.К.Радина.Краткое содержание:В сообщении были представлены позиции двух известных российских психологов, придерживающихся в своих исследованиях естественнонаучной парадигмы, - профессора В.Н.Дружинина и членкора РАН А.В.Юревича.В.Н.Дружинин, описывая особенности проведения экспериментов в социальных науках, особое внимание уделял экспериментальному общению, которое с одной стороны является обязательным компонентом эксперимента, а с другой стороны - искажает эксперимент, провоцируя ошибки, способствуя появлению артефактов («эффект плацебо»; «эффект Хоторна», «эффект аудитории» и др.).А.В.Юревич, характеризуя структуру теорий в социогуманитарном знании, кроме традиционных частей, описывающих научную теорию с точки зрения содержания – теоретического и эмпирического («центральной» и «периферической» областей), называет также «скрытую» область теорий, к которой он относит личностный и групповой компоненты. Личностный компонент позволяет понять, как связана личность ученого с его теоретическим наследием, а групповой компонент демонстрирует важность поддержки теорий ученого со стороны его социального окружения – близкого и дальнего.Автор сообщения разделяет точку зрения, согласно которой знание в социогуманитаристике – персонифицировано. Так, независимо друг от друга двум исследователям возможно открыть, например, электричество, но любая социогуманитарная теория невозможна без субъекта – самого ученого. В этом, с точки зрения докладчика, и состоит «необъективность», условная верифицируемость социогуманитарного знания, тесно связанного с личностью и социальной сетью ученого.Доклад проф. Радиной Н.К. вызвал оживленную дискуссию, посвященную проблемам объективного и субъективного в научном знании, проблеме экперимента и его достоверности. Следующее заседание состоится 29 октября в 16.00 (Австрийская библиотека). С докладами о психологических аспектах в лингвистике выступят проф. Романова Т.В (кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ - Нижний Новгород) и проф. Бухаров В.М. (кафедра иностранных языков НИУ ВШЭ - НИжний Новгород).